О том, как люди с европейским образованием чувствуют себя на белорусском рынке труда, нашему журналисты Ольге Томашевской рассказала основатель проекта по созданию личного бренда KnyazevaBridge, преподаватель Бизнес-школы ИПМ Оксана КНЯЗЕВА. 

- Корр. Расскажите, пожалуйста, по каким причинам вы решили получить зарубежное образование?

- О. К. Все началось после того, что я с образованием учительницы иностранного языка начала работать в Спортинг клубе. Довольно быстро я поняла, что моя уверенность в себе на работе очень зависит от того, насколько хорошо я знаю то, чем занимаюсь. Уверенности в себе было мало, и я решила этот вопрос, поступив на учебу. И по сей день это для меня это хороший работающий рецепт. Самой лучшей на тот момент была программа британского Королевского Института маркетинга CIM в Бизнес-школе ИПМ. Я поступила туда и получила свое первое зарубежное образование, не выезжая за границу. Эта программа просто перевернула мои представления о мире бизнес-образования. Европейское образование построено на том, что слушателям позволяют совершать ошибки через решение кейсов, примеров – и только потом предлагают готовые решения, правила, благодаря которым задачу можно было решить проще и быстрей. Уже через полгода обучения я почувствовала себя настолько уверенно, что стала легко справляться со своей работой, у меня появилось свободное время. Но оказалось, что у хорошего образования есть и побочный эффект – я почувствовала, что я выросла, что нужно двигаться дальше, и захотелось сменить работу.

Я начала преподавать в Бизнес-школе ИПМ и тут же снова появилась некоторая неуверенность, схожая с синдромом «новичка». Базовое образование у меня педагогическое, но для работы со взрослой аудиторией его было недостаточно, и на фоне других преподавателей я чувствовала себя «не в своей тарелке», уж с очень большим стрессом мне давалась как подготовка к занятиям, так и их проведение. К слову, я начала с преподавания на английском языке на программе CIM. Затем я узнала о двухнедельных интенсивных курсах для преподавателей в словенской Bled School of Management (IEDC). Я закончила эту программу и стала задумываться о продолжении обучения, стала выбирать между MBA и PhD (докторантура). Преподаватель в IEDC объяснил, что если у меня в планах стать директором компании, выбирать нужно MBA, а PhD расширит мои границы как преподавателя. Сразу после возвращения домой я подала документы на прохождение курса PhD в польский университет Леона Козьминского и за три года закончила там докторантуру по маркетинг менеджменту. Уже в процессе учебы я заметила, что сам факт обучения там добавляет мне авторитета в профессиональной среде бизнес-преподавателей и бизнес-консультантов.

- Корр. Почему вы решили работать в Беларуси, имея европейское образование? 

- О. К. Этот вопрос мне часто задают. Первое, что меня здесь удерживает и привлекает – это социальный капитал. Здесь он у меня по-настоящему мощный. Да, за время учебы у меня появились и контакты в Европе. Но я отчетливо осознаю, что здесь я могу принести больше пользы.

Один из основных вопросов в маркетинге – чем ты лучше тысячи других таких же хороших. Здесь наличие у меня европейского образования повышает мою ценность и стоимость на рынке. А в Европе таких, как я, наверное, немало. Конечно, играет роль и финансовый вопрос. Если начинать карьеру в Англии или в Польше, мой уровень жизни там будет ниже как минимум первое время из-за того, что расходы на жизнь в Европе гораздо выше, чем здесь.

И все же мне было бы интересно выйти на рынок европейских преподавателей, посмотреть, как я буду выглядеть на фоне тех, кто работает в западных университетах и бизнес-школах. Думаю, что со временем это осуществится. По крайней мере, такая цель у меня есть.

- Корр. Могут ли белорусские компании платить специалисту больше с учетом того, что у него есть европейское образование?

- О. К. Я, как и многие, кто получил европейское образование, порой чувствую себя в Беларуси overqualified (человеком со слишком высоким уровнем квалификации – Ред.). Уровень оплаты труда в белорусских компаниях, если это не в сфере IT, невысок. За свои знания и умения ты не получаешь соответствующей оплаты.

Но есть и проблема - довольно часто в белорусских компаниях не знакомы с теми подходами, стандартами и готовыми решениями, которые предоставляет современное европейское образование. В Европе все ошибки, которые сегодня делают наши бизнесмены, были пройдены много лет назад. Очень грустно становится, когда сталкиваешься с нежеланием выйти «out of box» и посмотреть на проблему по-другому. Может, по этой причине люди с европейским образованием открывают здесь свой бизнес, ведут собственные проекты в чужих компаниях либо работают консультантами. Так лучше всего получается применять свои знания и навыки. Люди с хорошим зарубежным образованием раскачивают рынок, приносят на него новые идеи. Несколько лет назад, когда я выступила с идеей личного бренда, о необходимости развития личного бренда никто не знал. Теперь на рынке появилось немало специалистов, и тема личного бренда становится модной.

Я чувствую себя востребованной на рынке, а зарубежное образование только помогает мне в этом.

Опубликовано: https://www.yoto.by/ru/people/oksana-knjazewa-bolshinstwo-belorusskih-kompanij-gotowy-rabotat-specialistami-zarubezhnym